Язык внешнего вида учителя


Язык внешнего вида учителя
устная речь учителя воспринимается учениками вместе с теми жестами, мимикой, телодвижениями, которые сопровождают речь учителя (если ученики его видят) и составляют в совокупности понятие Я. в. в. у. Многие из них непроизвольны: отражают особенности темперамента учителя, усвоенную им манеру общения. И учитель, и ученик пользуются в большей или меньшей мере Я. в. в. у., когда говорят. При этом в педагогическом взаимодействии учителя и ученика этот язык выполняет важные функции.
Выделяются четыре такие основные функции: регулирующая, указательная, изобразительная, реагирующая. Регулирующая функция состоит в том, что жестами, мимикой, телодвижениями учитель управляет поведением ученика на уроке (например, палец у губ — требование тишины; движение руки (реже рук) ладонью кверху, снизу вверх— знак «встать» при невнимательном слушании ответа и т. д.); указательная функция заключается в том, что движения заменяют набор словесных педагогических клише, связанных с организацией деятельности учащихся (например, рука вытягивается по направлению одного из учащихся, заменяя слова отвечай ты, продолжай, а что ты думаешь? и т. п.); изобразительная функция используется с целью дополнить значения слов (например, движение рук (пальцев), показывающих размер, форму и т. д.); реагирующая функция проявляется тогда, когда движения являются средством установления контакта (например, указательный палец вверх — знак это очень важно!). •
Лит.: Ладыженская ТА. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
Л.Е. Тумина

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. . 1998.

Смотреть что такое "Язык внешнего вида учителя" в других словарях:

  • Невербальное поведение — это индивидуальная, конкретно чувственная форма действий и поступков, передаваемых индивидом при помощи невербальных средств общения. Н. п. несет информацию не только в соответствии с основным средством общения речью. В Н. п. входят различные… …   Педагогическое речеведение

  • Этикетный диалог — представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики стимула («пароля») и реплики реакции («отзыва»). Например: Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль) Рад вас видеть (отзыв) реплика реакция. По значению этикетные диалоги …   Педагогическое речеведение

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Александр II (часть 1, I-VI) — — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Школа волшебниц — Winx Club(итал.) Сокращения Winx Жанры анимация, фэнтези, приключения …   Википедия

  • Winx Club — Школа волшебниц Winx Club Школа волшебниц Winx Club Жанры анимация, приключения, магия Мультсериал …   Википедия

  • Winx club — Школа волшебниц Winx Club Школа волшебниц Winx Club Жанры анимация, приключения, магия Мультсериал …   Википедия

  • Магикс — Школа волшебниц Winx Club Школа волшебниц Winx Club Жанры анимация, приключения, магия Мультсериал …   Википедия

  • Школа волшебниц - Winx Club — Жанры анимация, приключения, магия Мультсериал …   Википедия

  • Вольт (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вольт (значения). Эта статья  о мультфильме. О браузере см. Bolt Browser. Вольт Bolt …   Википедия